Антикризисные предложения концерна «Электрон»
23.04.2020Участие в конференции приняли участие председатель Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики ВРУ Данил Гетманцев, заместитель председателя Комитета по вопросам экономического развития ВРУ Дмитрий Киселевский, руководство Федерации работодателей Украины и представители ведущих машиностроительных предприятий Украины - всего более 25 участников.
Главной темой стал вопрос поддержки машино- и приборостроения как базовых отраслей промышленности в условиях пандемии коронавируса и масштабного мирового экономического кризиса. Участники подчеркнули, что в отличие от большинства стран мира, которые идут по пути закрытия своих экономик и их всесторонней поддержки, Украина все больше становится зависимой от импорта продукции, в том числе и той, которая может быть произведена в нашей стране. Этот процесс приобретает угрожающие масштабы и при незащищенном внутреннем рынке может безвозвратно уничтожить промышленные предприятия, даже - целые отрасли Украины и заблокирует создание новых. И это при том, что из-за введения карантина в мире в Украину уже вернулось более 2 млн. работников.
"Электрон" - это группа предприятий, расположенных во Львове. Западные области Украины являются основным регионом с высокой долей трудовых мигрантов. Машиностроительная отрасль может создать для них много новых рабочих мест. Но для этого нужно загрузить предприятия отрасли заказами хотя бы на среднесрочную перспективу и разработать программы их государственной поддержки и стимулирования.
Как подчеркнул Иван Кузовкин, среди приоритетных шагов по поддержке машиностроителей является усовершенствование ряда норм Закона Украины "О публичных закупках". Речь идет о том, что сегодня основными конкурентами отечественных предприятий, производящих транспорт и сельхозтехнику есть белорусские и турецкие производители. И в Белоруссии, и в Турции действуют специальные экономические зоны, в которых предприятия освобождены на 5-10 лет от налогообложения и таможенных сборов. И поэтому мы сегодня видим с их стороны активный ценовой демпинг на территории Украины. Кроме того, Украина до сих пор является членом соглашения свободной торговли в рамках СНГ,что позволяет белорусском транспорту абсолютно беспошлинно попадать на территорию Украины. И в то же время украинские производители платят все налоги и сборы при ввозе комплектации и запчастей критического импорта.
Поэтому целесообразно было бы хотя бы временно освободить отечественных производителей от пошлин и НДС на ввоз запчастей критического импорта, которые не производятся в Украине или сделать программу частичной компенсации стоимости украинского продукта для его покупателей.
Еще один момент - мы видим, что украинские государственные банки и банки с государственным капиталом через третью статью Закона «О публичных закупках» беспрепятственно обходят систему Prozorro через программы лизинга и активно участвуют в правительственной программе Республики Беларусь, которая предусматривает компенсацию процентной ставки: если какой-то город заказывает белорусские троллейбусы или автобусы, то получает лизинг или кредит с процентной ставкой например 8% годовых. Даже больше- сегодня программы уже под 0-0,1 годовых. А если покупает «Электрон», «Богдан» или «Эталон» - ставка лизинга 15-16%! Такое положение вещей абсолютно искажает конкурентную среду.
В качестве примера, предлагаем посмотреть на лизинговые программы, которые предлагает банк с государственным капиталом. Как видим, эти программы являются дискриминационными для украинских производств.
Предложение от концерна «Электрон» - разработать зеркальные программы поддержки национальных производителей, а на период их разработки и внедрения - запретить государственным банкам и банкам с государственным капиталом поддерживать иностранных производителей через подобные программы. Концерн «Электрон» предлагает обязательно включить в программу локализации транспорт и технику, которая закупается через программы лизинга - сейчас они идут абсолютно вне регулирования.
Заместитель председателя правления ЧАО "Концерн Электрон" Иван Кузовкин обратил внимание участников видеоконференции на еще один показательный момент: Европейский инвестиционный банк выделяет 400 млн. долларов на закупку коммунального транспорта городами Украины. И те же белорусские и турецкие производители, имеющие льготы в своих странах, участвующих в публичных торгах демпингуют.
В то же время программа Европейского инвестиционного банка в своем руководстве по закупкам предусматривает возможность предоставлять 15% разницу при льготном тарифе для товаров, произведенных или созданные в стране заказчика (определяются как содержащие минимум 30% местного готового продукта). Однако эта норма является рекомендательной и ни одно из городов Украины не воспользовалось возможностью предоставить преференции именно местным производителям.
Поэтому предлагается (предложение уже подана в экономический комитет парламента) обязать заказчиков коммунального транспорта (трамваев, троллейбусов, автобусов, электробусов) при закупке транспорта за средства Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития предоставлять 15% разницу при льготном тарифе для товаров, произведенные или созданные в стране заказчика (определяются как содержащие минимум 30% местного готового продукта).
И наконец, подчеркнул Иван Кузовкин, следует реагировать на решение местных властей и факты массовой закупки через системы лизинга коммунального транспорта, который уже был в употреблении в обход системы Prozorro, что привело к выводу значительных средств за границу вместо вливаний в экономику государства.
версия для печати