ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЛОКАЛИЗАЦИЯ?
24.06.2020
Комментарий президента - председателя правления концерна
«Электрон», Заслуженного экономиста Украины Юрия Бубеса
Несколько слов о проекте постановления КМУ о пилотном
проекте в сфере публичных закупок.
Хочу обратить внимание, на то, что профильные
машиностроительные предприятия Украины не имели и не имеют никаких льгот и
преференций, что позволяет иностранных конкурентам применять ценовой демпинг,
не платить налоги и ввозные пошлины, и что наносит ущерб экономике страны.
Посмотрим на практику противодействия экспансии импорта в
мире. Локализация - весьма распространенный и действенный инструмент
регулирования рынка правительствами как развитых стран, как и развивающихся
странах - они предоставляют преференции национальным производителям.
Сегодня речь не идет о предоставлении преференций
исключительно национальным украинским производителям транспорта. А о том, что
наше законодательство необходимо имплементировать в европейское. Ведь в
развитых странах Европы и мира действуют те же нормы, которые сегодня
предлагает правительство Украины - это те же требования, вытекающие из
Соглашения об ассоциации Украины с ЕС!
Кстати, почему оппоненты ссылаются на ценовые критерии –
будто бы цены украинских производителей
являются завышенными и заказчикам придется покупать дорогую продукцию. Це чушь!
Результаты торгов в Украине, например, по трамваях, за последние 5 лет
показывают, что цена украинских производителей во всех случаях значительно ниже
цены нерезидентов. Цены, официально предоставленные по результатам торгов,
например, по Львову, ниже почти в два раза! И еще добавьте к этому локальные
сервисные центры, что крайне важно для удобства украинских заказчиков.
В конце концов, как работает локализация в мире? Например, в
Японии не локализованые иностранные фирмы
допускаются только до 2% торгов. Во Франции, даже при наличии
конкурентной продукции, предпочтение отдается национальным компаниям. Подобное
в и остальном мире: в ОАЭ требование локализации - не менее 51%, в Австралии -
20-25%, аналогичной политики в отношении импортеров придерживаются Китай,
Индия, Бразилия, Турция и многие другие страны.
А что в Европе? Да, директива о процедурах закупок в ЕС требует открытых и конкурентных торгов, но позволяет государствам-членам отклонять заявки, содержащие меньше 50% локального компонента производства стран Евросоюза для продовольственных товаров, энергетики, городского (рельсового и нерельсового) транспорта, автоматизированных систем и др. И в большинстве случаев ЕС фактически требует открывать местное производство, покупать местные материалы и комплектацию, обеспечить рабочие места гражданам Евросоюза и платить все налоги.
А наиболее показательный пример - это США. Там требование к
уровню локализации, например, подвижного состава общественного транспорта
постоянно возрастает: в 2016-2017 гг. Этот уровень составлял не менее 60%, в
2018-2019 гг. - не менее 65%, после 2020 достигнет обязательных 70%
национального компонента в товаре, а в отдельных случаях и до 100%! А в Польше,
которую так любят ставить в пример, участие в госзакупках иностранным компаниям
недоступно вообще!
Правительства делают это с простой и понятной причине -
сохраняют существующие и создают новые рабочие места,обеспечивают поступление
налогов в бюджет.
Отсутствие такого критерия как локализация приводит к потере
украинскими предприятиями доли национального рынка, сокращение производства и
потери рабочих мест, прямых убытков собственно государства.
Нужна ли локализация
в Украине?
За пять месяцев 2020 наш государственный бюджет недополучил
50 млрд грн, или 11%, от запланированного уровня. Всего в январе-мае 2020 года
были получены 381,75 млрд. грн., или на 2,4% меньше, чем за аналогичный период
2019 года. Только в мае госбюджет получил доходов на 10,8% ниже планового показателя.Только
с начала февраля количество официальных безработных в Украине увеличилось на
140 тыс. - до 517 тыс.чел., то есть за несколько месяцев государство потеряло
470 тыс. налогоплательщиков. Трудовая миграция растет - ради привлечения
украинских квалифицированных рабочих работодатели из других стран даже
организовывали специальные чартерные авиарейсы!
Вернемся к упомянутому постановлению. О чем идет речь?
Предложенный проект правительственного постановления
внедряет обязанность использования заказчиком (покупателем) при оценке
тендерного предложения вместе с ценой неценовой критерий
"локализация", который должен
составлять 15-30%. По сути, это устранение явной дискриминации украинских
производителей и предоставление им таких же преференций, что имеют иностранные компании в своих
государствах. Если коротко, то это украинское происхождение сырья и основных
материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, вспомогательных и других
материалов, закупаемых за украинскую валюту, локализация всех финансовых
расходов и определенный уровень локализации других составляющих
производственной себестоимости предмета закупки на территории Украины и,
наконец, местонахождение объектов производства именно на нашей, украинской,
территории.
Реализация этих системных мероприятий является объективной
необходимостью для национальной экономики, поскольку противостоит
бесконтрольной экспансии импорта, который провоцирует ослабление экономической,
в т.ч. валютной стабильности страны: чрезмерная зависимость от импорта мешает развитию
промышленности, вызывает состояние, когда импорт не дополняет, а подавляет
производство, тормозит инновационную активность и экономический рост. Это очень
важный шаг, потому что он позволит десятки миллиардов гривен наших с вами
налогов, которые сегодня работают на экономику других стран, переориентировать
на внутреннего производителя.
версия для печати