О новой ливреи для общественного транспорта Львова
29.03.2019В пресс-службу концерна «Электрон» поступают просьбы прокомментировать новый вариант брендирование общественного транспорта. Одни высказываются «за», другие его не воспринимают и отдают предпочтение заводскому дизайну.
Концерн «Электрон» уже высказал свои замечания разработчикам новой ливреи, а сейчас попытается объяснить свое видение обществу и объяснить концепцию нашего собственного заводского дизайна, а выводы делайте сами.
В чем разница между обычным и промышленным дизайном?
Свободный дизайнер воплощает собственное эстетическое видение.
Промышленный дизайнер не имеет такой свободы - ему принадлежит выразить инженерную красоту и целостность вещей, которые будут производиться на конкретном производстве. Это очень сложно: промышленный дизайнер должен стремиться к максимальной технологичности и экономичности решения.
Главные принципы промышленного дизайна:
- хороший дизайн - ненавязчивый, он не является декоративными объектом или предметом искусства;
- хороший дизайн долговечен;
- хороший дизайн экономит ресурсы;
- хороший дизайн учитывает характер технологических процессов;
- хороший дизайн - это как можно меньше дизайна: больше чистоты, больше простоты.
Главная движущая промдизайна - назначение объекта. То есть в дизайне должно быть только то, что нужно - ни больше, ни меньше.
Критики заводского дизайна заявляют, что его цветовая гамма не подходит к архитектурной среде Львова.
Но где угодно общественный транспорт должен четко и ясно выделяться в транспортном потоке, а не быть закамуфлированным под окружающую среду! Это не танк или БТР. Хотя в колористике транспорта и бронетехники есть одно общее и важнейшее функциональное назначение - это безопасность! В первом случае - пассажиров в ярком и хорошо заметном трамвае или троллейбусе, во втором - безопасность экипажа в малозаметной технике.
Цвет - он имеет значение!
И поэтому, хотя и не без жарких споров, дизайнерами завода был предложен вариант с использованием в качестве основного желтого цвета, а именно RAL 1016, т.н. «Желтая сера». В процессе неоднократного многомерного моделирования трамвая в желтом цвете было решено подчеркнуть определенные элементы черным цветом RAL 9005 «черный янтарь», что в свою очередь выделило динамические формы и четкие линии трамвайного вагона. Также хотели подчеркнуть, что этот транспорт является экологичным и поэтому выбрали вариант с добавлением элементов зеленого цвета, а именно RAL 6018 (желто-зеленый).
И, наконец, эти цвета эксплуатационно удобны: на них меньше видно пыль, дорожную грязь, а также черный нагар, что неизбежно осыпается с контактной сети. В предлагаемом же варианте с белыми полосами как внизу вагона, так и на крыше все это будет выглядеть, мягко говоря, некрасиво.
А теперь конкретные аргументы против новой ливреи для львовского транспорта:
1. С точки зрения безопасности движения: белый «верх» трамвая полностью исчезает, растворяется в окружающей среде. Белый, так сказать цвет - это полное отсутствие. Самой большой ошибкой является отсутствие сигнального цвета собственно в контексте дизайна общественного транспорта. Нельзя делать его «невидимкой».
2. С точки зрения художника: предложенный вариант должен победить в номинации «Самого невыразительного сочетание цветов». В природе, конечно, встречается такая комбинация, однако всегда оно подчеркивается третьим (или более) контрастным цветом. Общее впечатление от увиденного: как вылинявший после многократных стирок, минимум яркости и привлекательности.
3. С точки зрения промышленного дизайна: существует возможность значительно интереснее распределить элементы новой окраски. Конечно, прежде всего, заменив цвета на более мощное, гармоничное и рациональное их сочетание. Потому белый + желтый выглядит как «недокрас». Белый воспринимается как почва, по которому должен лечь какой-то яркий цвет. Тогда почему бы не, именно как теперь, зеленый?
Существующее окраски (желто-зеленый) имеет смысл. Кроме его заметности и собственного лица он предоставляет нашем воображении сигнал: экологичность. Трудно найти более позитивное, яркое и весеннее и мажорное по психологическим восприятием сочетание.
4. С точки зрения просто человека: ЗАЧЕМ это все?
С годами такое сочетание уже есть привыкшим, издалека видно трамвай / троллейбус, который ожидаешь на остановке. В нашем городе, где часто бывает туман, туман, дождь - это особенно ободряет. Зачем что-то менять, если существующее вполне хорошее?
Вывод: не надо искать иного добра от добра, что есть. Лучше продумать меры по сохранению внешних поверхностей и внутреннего пространства этих удобных и трамваев / троллейбусов / автобусов.
Если кратко, это все.
Надеемся, наша позиция понятна. Со своей стороны мы и наши специалисты по промышленному дизайну готовы к конструктивному обсуждению нового брендирование львовского транспорта с представителями городского совета и транспортных предприятий, общественными активистами.
пресс-центр концерна "Электрон"
версия для печати